Сервис обратного звонка RedConnect
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья

Дата: 04.10.21
По квотам Дальнего Востока запланировали большие торги

Росрыболовство планирует в ноябре провести трехдневный аукцион по продаже долей квот для промысла на Дальнем Востоке. Всего на торги выставлено 52 доли квот по самым разным объектам добычи.

Российские предприятия могут принять участия в торгах по распределению долей квот для промысла на Дальнем Востоке. Продать планируется доли, которые остались нераспределенными по итогам заявительной кампании 2018 г. (тогда квоты закреплялись на очередной долгосрочный период), а также доли по расторгнутым договорам, уточнили в пресс-службе Росрыболовства.

Приобрести предлагается право на промысел палтусов, макрурусов, терпугов, трески, трубачей, шипощека, командорского кальмара, дальневосточных камбал, крабов синего и стригуна красного, гребенчатой креветки, кукумарии, ламинарии, минтая, гребешков, серого морского ежа, наваги, корбикулы, сельди. Также на аукцион выставлены доли квот вылова лемонемы в зоне Японии, сообщает корреспондент Fishnews.

Прием заявок на торги завершится 29 октября. Сам аукцион планируется провести поэтапно в период с 16 по 18 ноября в Москве.

Источник: Fishnews

Дата: 04.10.21
Росрыболовство обсудит заключение долгосрочных договоров на доставку рыбы с перевозчиками

Росрыболовство планирует обсудить с ФАС РФ возможность заключения долгосрочных договоров между поставщиками и операторами-перевозчиками во избежание резкого увеличения цен на перевозку рыбы. Об этом сообщили в пресс-службе Росрыболовства.

«В целях избежание будущего резкого увеличения цен на перевозку рыбы Росрыболовство планирует обсудить с ФАС возможность заключения долгосрочных договоров между поставщиками и операторами-перевозчиками», — сообщили в ведомстве.

В Росрыболовстве отметили, что сейчас наблюдается значительное увеличение стоимости транспортно-логистических услуг на перевозку рыбной продукции. Так, на начало 2021 года ставки на перевозку рыбопродукции составляли 9 руб. за кг в рефрижераторных секциях и 10 руб. за кг — в рефрижераторных контейнерах. В августе ставки увеличились до 16 руб. за кг в рефрижераторных секциях и до 20 руб. за кг — в рефрижераторных контейнерах. Средний тариф на перевозку рыбопродукции в авторефрижераторах, среди транспортных компаний Владивостока, на начало года составлял 15,5 руб. за кг, на данный момент тариф составляет — 22 руб. за кг.

В Росрыболовстве добавили, что сейчас осуществляется работа по увеличению поставок рыбы на внутренний рынок в рамках механизма субсидирования перевозок с Дальнего Востока. Размер компенсаций составит до 400 млн руб. В связи с тем, что резкое повышение цен на транспортировку рыбы может снизить эффект от мер господдержки Росрыболовством было направлено обращение в ФАС России с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

«Важно отметить, что рыба продолжает бесперебойно поступать в центральную часть России», — подчеркнули в Росрыболовстве. По данным ведомства, за январь — август 2021 года по железной дороге из Приморского края отправлено 395 тыс. тонн рыбной продукции, что на 24% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно системе отраслевого мониторинга средний уровень розничных цен на мороженую рыбу снизился на 0,05%, добавили в Росрыболовстве.

Источник: ТАСС

Дата: 04.10.21
Глава Росрыболовства рассказал, будет ли рыба в России доступнее

Доля продукции с высокой степенью переработки в структуре рыбопромышленного производства в России к 2030 году увеличится до 80% с нынешних 25%. Об этом заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков.

По его словам, это произойдет благодаря созданным к тому времени мощностям и развитию логистической инфраструктуры.

«Увеличение доступности рыбной продукции на отечественном рынке — для нас приоритет», — отметил чиновник. При этом он привел данные Росстата, согласно которым, объем потребления рыбы по итогам 2020 года составил 22,2 кг на человека, что соответствует рекомендациям Минздрава.

Илья Шестаков подчеркнул, что основной объем рыбы на отечественном рынке — это продукция российских рыбаков: «Минтай, сельдь, треска и пикша, горбуша, кета, корюшка, шпроты и килька, иваси, различные пресноводные виды рыб — перечень длинный. Разумеется, есть и импорт — у нас открытый рынок. Но ввозится преимущественно та рыба или морепродукты, которые мы не добываем, либо добываем, выращиваем в небольшом количестве, например, тунца или атлантического лосося».

Глава Росрыболовства уточнил, что важен не только объем добываемой рыбы, но и ее цена для потребителя, а также широта ассортимента.

Он напомнил, что долгое время отрасль развивалась по сырьевому типу — значительные объемы рыбы шли прямо из моря на экспорт, что не способствовало развитию переработки и инфраструктуры.

«Сейчас мы меняем ситуацию, стимулируя модернизацию отрасли, — рассказал Шестаков. — Прежде всего, предоставляем специальные квоты на вылов рыбы тем компаниям, которые строят береговые заводы и высокотехнологичные суда».

Так государство помогает рыбопромышленникам быстрее окупить затраты и переориентироваться на новый формат производства.

Источник: ИА REGNUM

Дата: 28.09.21
Субсидии по минтаю предложили распространить на лосось

Субсидирование перевозок, предусмотренное для минтая, могут распространить и на лосось. Такую меру решило проработать Росрыболовство.

Напомним, что на 2021 г. правительство предусмотрело механизм стимулирования РЖД к перевозке на льготных условиях продукции из минтая — с Дальнего Востока в другие регионы страны.

На заседании штаба лососевой путины, которое проводил на Курилах глава Росрыболовства Илья Шестаков, прозвучали предложения по перспективам использования этой меры. Так, было предложено сделать механизм постоянным и распространить его на лосось, чтобы сгладить сезонные повышения тарифа.

Руководитель ведомства поручил проработать этот вопрос и подготовить соответствующие предложения в правительство.

Источник: Fishnews

Дата: 28.09.21
По итогам сессии НАФО сохранены объемы квот трески и других ключевых для России видов

Делегация Росрыболовства приняла участие в работе 43-ей сессии Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО), состоявшейся в режиме видеоконференции.

Делегация Росрыболовства приняла участие в работе 43-ей сессии Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО), состоявшейся в режиме видеоконференции.

Стороны на основе предосторожного подхода приняли ключевые решения по устойчивому управлению рыбными запасами, находящимися под управлением НАФО. Договоренности основаны на экосистемном подходе к управлению рыболовством и, в частности, учитывают необходимость защиты уязвимых морских экосистем в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.

Кроме того, были приняты важные решения по следующим вопросам:

достигнут прогресс в пересмотре Концепции предосторожного подхода НАФО;
сохранены на уровне прошлого года объемы квот ключевых для интересов России основных промысловых запасов, в частности, окуней, черного палтуса и трески;
будут продолжены дополнительные меры по сохранению запаса трески в микрорайоне 3M, включая поддержание усилий по инспекции портов и ограничению прилова в течение первого квартала 2022 года;
стороны НАФО приняли решение о закрытии промысла креветок в микрорайоне 3M на 2022 год и продолжении работы в межсессионный период над пересмотром текущего подхода к управлению этим запасом.
НАФО избрала представителя Росрыболовства в Канаде Темура Таирова новым Президентом и Председателем Комиссии НАФО, заместителем Председателя Комиссии была избрана г-жа Дейдре Уорнер-Крамер (США).

44-я ежегодная сессия состоится в период с 19 по 23 сентября 2022 года в Португалии.

Источник: Объединённая пресс-служба Росрыболовства

Дата: 23.09.21
Госрасходы в развитие рыбохозяйственного комплекса в 2022-2024 гг. составят 28,6 млрд руб.

Расходы на государственную программу развития рыбохозяйственного комплекса РФ в 2022-2024 годах составят 28,6 млрд руб. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета.

«Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», в 2022 году составят 12 млрд 938,7 млн руб., в 2023 году — 8 млрд 90,9 млн руб. и в 2024 году — 7 млрд 655,1 млн руб.», — отмечается в документе.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, предусмотренными ранее, в 2022 году уменьшены на 1 млрд 674,8 млн руб., в 2023 году — на 3 млрд 911,4 млн руб., в 2024 году — на 435,8 млн руб.

При этом по федеральному проекту «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» предусмотрено увеличение объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 461,6 млн руб. на субсидию по возмещению организациям рыбохозяйственного комплекса, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов в удаленных районах промысла, части прямых понесенных затрат на приобретение судового топлива.

По федеральному проекту «Модернизация и стимулирование развития рыбохозяйственного комплекса» также предусмотрено увеличение объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 1 352,3 млн руб., в 2023 году — на 613,5 млн руб., в 2024 году — на 294,9 млн руб.

Источник: ТАСС

Дата: 23.09.21
К 2030 году в России будут перерабатывать 80 процентов улова

Рыбная промышленность пострадала от пандемии сильнее, чем многие другие отрасли, считают российские и зарубежные эксперты. Разрушились привычные логистические цепочки, закрылись важные рынки сбыта, и вообще — мир стал есть меньше рыбы. Но отрасль оказалась достаточно гибкой, чтобы перестроиться под новую реальность. Ее главными перспективами специалисты называют переработку, обновление рыболовного флота и развитие аквакультуры. Эти направления актуальны и для «рыбных» регионов Северо-Запада.

— Пандемия привела к сбоям в глобальной агропромышленной системе и сокращению объемов выпуска рыбной продукции, — отметил глава Росрыболовства Илья Шестаков на международном рыбопромышленном форуме в Петербурге. — В мире впервые сократилось производство аквакультуры. Изменилась и структура потребления рыбы. Снизился спрос на свежую и охлажденную продукцию — в пик локдауна падение на отдельных рынках доходило до 90 процентов. При этом увеличилась доля производства и розничных продаж продукции длительного хранения.

По Северному бассейну пандемия ударила не так болезненно, как по Дальневосточному, замечают специалисты отрасли. На востоке главной проблемой стал закрывшийся из-за ограничений рынок Китая, который покупал львиную долю российского минтая. Если у нас многие вообще не считают его за годную рыбу, то в мире он пользуется большим спросом. Минтай идет на филе, сурими (сырье для крабовых палочек), продукцию фастфуда, есть спрос на икру и печень. В Поднебесной выстроили целую сеть перерабатывающих заводов для минтаевого сырья из России. После отказа китайцев эту рыбу стало буквально некуда девать.

Часть продукции отрасль смогла перенаправить в Южную Корею, Японию, Новую Зеландию и другие страны. Тем не менее, по данным президента ассоциации добытчиков минтая Алексея Буглака, потери рыбопромышленников оцениваются в 260 миллионов долларов.

Потеряли привычные рынки сбыта и рыбаки Северной Европы. Как рассказал министр рыболовства Фарерских островов Якоб Вестергорд, в пандемию упал спрос на рыбу со стороны предприятий общественного питания. Ее перестали закупать южноевропейские рестораны, упал рынок суши в Америке и Азии. Фарерские рыбаки стали поставлять больше продукции в супермаркеты — это не принесло больших прибылей, но позволило пережить трудное время.

Российская рыбная отрасль в целом прошла коронавирусный «стресс-тест» без серьезных потерь. Как сообщил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, в 2020 году добыча водных биоресурсов составила пять миллионов тонн. Ожидается, что в этом году за счет лососевой путины она останется на таком же уровне. И если в других странах производство товарной аквакультуры упало, то в России оно подросло на 14 процентов — до 328 тысяч тонн. Прогноз на 2021-й — 360 тысяч тонн.

— Переработка рыбной продукции в условиях пандемии смогла сохранить небольшую, но все же тенденцию к росту — во многом благодаря строительству новых производственных мощностей. За последние три года введены в эксплуатацию 20 береговых заводов, в том числе шесть крупных перерабатывающих предприятий.

Также в море уже выходят первые суда с фабриками на борту, — подчеркнул министр.

С подачи Архангельской и Мурманской областей в этом году был принят федеральный закон, разрешающий переработку рыбы на судах прямо в море. Теперь инвесторы в раздумьях: во что лучше вкладываться — в морскую или береговую инфраструктуру? По мнению Ильи Шестакова, перспективны оба направления. Главное — перерабатывать, и чем ближе к месту вылова, тем лучше — чтобы не получилось, как с минтаем и Китаем.

— Минтаевый кризис подтвердил необходимость ускоренного развития рыбопереработки на территории России — как для насыщения внутреннего рынка, так и для более гибких поставок в другие страны. Самая главная задача в условиях продолжающейся пандемии — иметь возможность быстро переходить на разные продукты. Мы не говорим, что сейчас построим перерабатывающие мощности и будем 20 лет выпускать только филе.

При изменении конъюнктуры перейдем, к примеру, на сурими и другие виды разделанной продукции. Важно быть гибкими, чтобы иметь такую возможность, — считает руководитель федерального агентства по рыболовству.

Источник: RG.RU

Дата: 23.09.21
Росрыболовство: на Дальнем Востоке завершается лососевая путина, уловы идут на внутренний рынок

Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в ходе рабочей поездки в Сахалинскую область провел итоговое заседание штаба по организации лососевой путины в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2021 году.

Мероприятие прошло в городе Курильске, по видеосвязи в обсуждении участвовали представители других дальневосточных регионов и специалисты Росрыболовства, ВНИРО и «Главрыбвода».

К настоящему времени лососевая путина завершилась в большинстве регионов, включая Камчатку, где добыто 440 тыс. тонн или на 17% больше показателя 2019 года. Вылов продолжается на Сахалине и в Приморском крае.

«Объем добычи к настоящему времени превысил 520 тыс. тонн, это второй показатель после рекордного 2018 года. Важно обеспечить, чтобы свежие уловы бесперебойно поступали на российский рынок, и в розницу, и на переработку, – отметил Илья Шестаков.

Улов в этом году подтвердил оптимистичный прогноз отраслевой науки перед началом путины (460 тыс. тонн), а также необходимость следования региональным стратегиям промысла тихоокеанских лососей. Илья Шестаков отметил эффективную работу рыбаков, которые в сжатые сроки интенсивных подходов рыбы, несмотря на сложные погодные условия и логистические проблемы, смогли добыть один из самых высоких уловов за историю промысла.

В период массового хода тихоокеанских лососей большое внимание уделялось вопросам научного обеспечения промысла, а также обеспечению эффективной и безопасной береговой переработке, транспортировке уловов и рыбной продукции, в том числе с учетом рисков распространения COVID-19. Продолжается системная работа инспекторов рыбоохраны совместно с сотрудниками Пограничной службы ФСБ России, МВД России и Росгвардии по пресечению браконьерства. Обеспечен приоритет выполнения планов по искусственному воспроизводству, то есть по закладке икры для дальнейшего выращивания малька.

«В то же время, путина несмотря на успешность по выловам, выявила ряд противоречивых факторов, и эти все проблемные моменты надо устранить при подготовке к путине 2022 года», – подчеркнул Илья Шестаков.

На штабе также обсуждались аспекты возможных изменений подходов к регулированию промысла лососей на уровне региональных комиссий, мониторинга нерестилищ, организации пастбищного лососеводства на Сахалине и вопросы организации лососевой путины в 2022 году.

«Размещение и строительство рыборазводных заводов должно отталкиваться от научного обоснования, а не от исключительно от интересов бизнеса. Мы не можем поставить повсюду заводы», – подчеркнул Илья Шестаков. Глава Росрыболовства поручил через месяц завершить работу по доработке программы развития рыборазводных заводов на Сахалине.

За научное обеспечение путины в следующем году будет отвечать специально созданная ВНИРО научная межрегиональная группа. «Будем продолжать усиленное научное сопровождение, исследования для обеспечения прогнозов и эффективного промысла», – подчеркнул Илья Шестаков.

Он обратил внимание на то, что в связи массовым подходом тихоокеанских лососей к побережью Камчатки, требуются дополнительные меры для решения проблем с хранением и оперативной отгрузкой продукции. «В рамках программы инвестиционных квот надо поддержать строительство рефрижераторно-транспортных судов. Кроме того, подумаем над введением обязательств, связанных с приемной и транспортировкой лососей, для арендаторов участков», – отметил Илья Шестаков.

Глава Росрыболовства также поручил создать рабочую группу с участием грузовладельцев и операторов железнодорожного подвижного состава с тем, чтобы повысить оперативность отгрузок рыбы.

Источник: Объединённая пресс-служба Росрыболовства

Дата: 22.09.21
Правительство поддержало повышение ставок сбора для рыбодобывающих компаний

Комиссия правительства по законопроектной деятельности поддержала законопроект Минсельхоза о повышении ставок сбора за пользование водными биоресурсами, сообщили в пресс-службе правительства.

Из проекта поправок в Налоговый кодекс следует, что, например, за минтай Охотского моря рыбаки будут платить 4300 руб. за тонну (вместо сегодняшних 3500 руб.), а за горбушу – 7900 руб. (сейчас – также 3500 руб.). Более чем в два раза увеличится сбор за камчатского краба – с 35 000 до 80 000 руб. за тонну и т. д.

Кроме того, их будут ежегодно корректировать, для этого ставка будет умножаться на коэффициент-дефлятор, который устанавливает правительство России для индексации различных обязательных платежей в бюджет.

При этом льготы для градо- и поселкообразующих предприятий предлагается сохранить: до 2025 г. продолжат платить только 15% от ставки сбора. Также некоторые компании смогут рассчитывать на налоговый вычет в размере 85% от ставки. Речь идет о рыбодобытчиках, выпускающих продукцию глубокой переработки на судах или на заводах, а также о тех, кто ловит рыбу на новых судах отечественного производства и занимается прибрежным промыслом.

Введение поправок позволит увеличить поступления в бюджет от ежегодного сбора за пользование водными биоресурсами почти в 10 раз – с 2,2 млрд до 21 млрд руб., сказано в документе. По расчетам Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), благодаря принятию законопроекта общие налоги от рыбной отрасли вырастут на 20% до 89 млрд руб.

По словам представителя Росрыболовства, ставки сбора не пересматривались с 2008 г. За это время отпускные цены производителей и розничные цены существенно изменились, а налоги с добытой рыбы остались на прежнем уровне, объясняет он необходимость поправок в законодательство.

Кроме того, изменения позволят повысить эффективность освоения водных биоресурсов: поправки будут стимулировать увеличение доли выпуска рыбной продукции высокой степени переработки, рыболовство с использованием нового флота, а также позволят обеспечить сырьем береговые заводы, говорит представитель Росрыболовства.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев согласен, что ставки давно не повышались, идею их увеличения он поддерживает. Правда, некоторые нормы требуют доработки, считает он. Например, коэффициент-дефлятор, по его мнению, не учитывает реальную динамику цен на водные биоресурсы и его использование может привести к необоснованному увеличению налоговой нагрузки. Кроме того, он считает необходимым вернуть льготы для рыболовецких колхозов (артелей), которые законопроект отменяет, а также не ограничивать действие льгот для градо- и поселкообразующих предприятий сроком до 2025 г.

Источник: Ведомости

Дата: 22.09.21
Глава Росрыболовства: Внутренний рынок всегда будет приоритетом

Интервью для «Российской газеты»

Рыбаки говорят, что цены на красную икру снижаются, а в магазинах она только дорожает. Китай перестал покупать нашу рыбу, а мы в ответ строим свои заводы. Минсельхоз предложил повысить ставки налога за пользование водными биоресурсами. О том, как это отразится на стоимости рыбы и других метаморфозах рыбной отрасли, в интервью «Российской газете» рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Что получат экономика и потребитель от повышения ставок сбора за пользование водными биоресурсами?

Илья Шестаков: Ставки сбора за пользование водными биоресурсами не пересматривались с 2008 года — сейчас они ничтожно малы. И при этом у большинства рыбаков еще есть льгота в 85%. Поэтому мы считаем, что повышение ставок — правильное решение. По аналогии с другими отраслями ставка сбора составит 4,8% от рыночной стоимости разных видов рыбы. Предлагаемые изменения также предусматривают систему льгот. Но они совсем другие — теперь они будут стимулировать переработку. Если ты на экспорт поставляешь продукцию высокого передела, тогда можешь рассчитывать на льготу по ставке сбора. Если ты построил судно на отечественных верфях и ловишь на нем рыбу, то можешь рассчитывать на льготу. Ее также получат те, кто работает в прибрежном рыболовстве и поставляет
свежую рыбу на российский берег. Мне кажется, так правильно. Бизнес это тоже понимает и одобряет.

На стоимости рыбы это как отразится?

Илья Шестаков: У нас цена продукции на прилавке напрямую не коррелируется со стоимостью рыбы у рыбаков.

Бизнесу не нравится, что ставки будут индексироваться каждый год в привязке к инфляции. Минтай, например, в этом году сильно подешевел. А платить по новым правилам пришлось бы больше. Есть смысл поправить этот момент?

Илья Шестаков: Конечно, можно было бы привязать ставку к биржевой цене, но на рыбу нет биржевых котировок. Немаловажно и другое — как определять эту ежегодную «плавающую» ставку так, чтобы не возникали коррупционные риски. Поэтому самым разумным мы посчитали ввести специальный коэффициент. Исходя из уровня инфляции по году, он будет автоматически повышать ставку сбора и при этом не будет коррелировать с уровнем цен на водные биоресурсы. А ценовые колебания в течение года будут скомпенсированы и уравновешены в среднесрочном периоде.

На полках магазинов красная икра никогда не была и не будет дешевой, особенно к Новому году. Но лососевая путина в этом году сложилась удачно. Оптовые цены на красную икру сейчас на каком уровне?

Илья Шестаков: Нет никакой корреляции между ценой у производителя и ценой на полке. Нам сложно говорить за торговые сети, мы можем отвечать только за цену рыбаков. Оптовые цены на красную икру уже сейчас на 10% ниже, чем в тот же период прошлого
года. При этом выловлено 510 тыс. тонн горбуши и других тихоокеанских лососей, то есть на 90% больше, чем в прошлом году. Цены будут снижаться и дальше. Надо просто принимать во внимание, что это не происходит в одночасье. Путина закончилась, но производство еще продолжается. Логистический путь свежей продукции в центральные регионы только начинается. Думаю, что на икру горбуши цены должны снизиться в ближайший месяц-полтора.

Есть ли надежда, что наши рыбаки возобновят поставки в Китай или про этого импортера можно уже забыть? Звучат даже мысли, что со стороны Китая это торговая война.

Илья Шестаков: Нет никакой торговой войны. Сообщения о том, что Китай таким образом пытается получить разрешение на вылов минтая в российских водах, не соответствует действительности.
Что касается поставок, то перевалка рыбы навалом не откроется ни в ближайшие месяцы, ни в ближайший год, а возможно, что и никогда. Нам надо перестраивать логистику и больше возить в рефконтейнерах. Перевалка в рефконтейнерах, которая сейчас открыта, идет очень медленно.
Мощности китайских портов не справляются с такой перевалкой.
Для нас это серьезный вызов. Но любой вызов — это в том числе огромные возможности, поэтому нет никакой трагедии. Вся эта ситуация подстегнула рыбопромышленников к увеличению инвестиционной активности для того, чтобы не зависеть от китайского рынка. Мы открыли для себя новые рынки и по
поставкам минтая, сельди. Перенаправили часть грузов в Южную Корею, в том числе и для дальнейшего транзита в Китай. Много продукции отправили внутрь РФ. Но что самое важное — за счет
уже построенных предприятий в рамках инвестквот мы смогли поставить больше продукции с высокой добавленной стоимостью — в основном филе.
Справка РГ: Крупнейшим импортером российской рыбы до недавнего времени был Китай — на него приходилось около 61% рыбного экспорта РФ. В прошлом году в КНР было поставлено чуть более 1 млн тонн российской рыбы, преимущественно минтая. Именно на эту рыбу приходится более 50% объема вылова в России. В конце 2020 года Китай ввел жесткие «антиковидные» меры в своих портах. Из-за этого сократились поставки товаров из разных стран, в том числе рыбы из России: на продукции в прошлом году выявляли COVID-19. За первое полугодие 2021 года поставки в Китай рыбы из РФ упали на 83% — до 160 тыс. тонн, а на первое место по объемам экспорта вышла Южная Корея.
В начале 2021 года на фоне сокращения экспорта минтая в Китай Росрыболовство предложило проводить «рыбные интервенции» для госнужд, чтобы стимулировать спрос на продукцию со стороны бюджетных учреждений. Участники рынка оценивали, что таким образом можно продать 700 тыс. тонн минтая.

Вы заявили, что на втором этапе инвестквот из 20% половина пойдет на строительство судов, половина на рыбоперерабатывающие заводы (сейчас 15% и 5% соответственно). Чем было продиктовано такое решение?

Илья Шестаков: Заводы создают большую цепочку взаимоувязанных предприятий, инфраструктуры, транспорта и несут социальную нагрузку. Люди, которые приезжают на Дальний Восток работать из Центральной части России, из Сибири, нередко остаются здесь жить. У нас есть студенты из Калининграда, которые здесь практику проходили. Поработали на новом заводе на Шикотане, и семь
человек остались там жить. На первом этапе мы построили на Дальнем Востоке 10 заводов, но все разной мощности. Мы дали возможность выбирать бизнесу, какой завод они хотят построить. Но сейчас мы понимаем, что небольшие заводы хоть и нужны в рамках одной компании, но на них мы не построим переработку и всю логистику.
Сейчас мы сконцентрируемся только на крупных заводах, чтобы это были поселкообразующие или градообразующие предприятия. Строительство этих заводов начнется уже в 2022 году. В течение двух-трех лет такой завод можно построить.
А постройка судов в рамках первого этапа инвестквот сильно сдвигается вправо. Мы планировали на втором этапе начать строительство с 2023 года, выделяемый ресурс позволит построить до 30 судов различного тоннажа, в том числе крупнотоннажных. Но верфи просят нас перенести начало на 2025 год, то есть реформирование флота откладывается. Кроме того, на такое количество судов мы пока не видим инвесторов.
Раньше все квоты на вылов рыбы в России распределялись по историческому принципу — среди компаний в зависимости от объемов вылова ими рыбы за предыдущий период. Но в 2017 году 20% всех квот стали направляться на инвестиционные цели: взамен на квоту инвестор берет на себя обязательства по обновлению флота или перерабатывающих мощностей. По подсчетам Росрыболовства, программа инвестквот позволит построить на первом этапе программы как минимум 55 рыбопромысловых судов и 25 рыбоперерабатывающих заводов. На фоне сокращения поставок рыбы в Китай в 2021 году было предложено провести второй этап госпрограммы инвестквот. Для Дальнего Востока могут распределить
еще 20% квот, половина из которых будет отдана под строительство рыбопромыслового флота, вторая — под строительство крупных перерабатывающих заводов.

Квоты будут распространяться и на транспортные суда, и на портовую инфраструктуру. Это будет сделано за счет инвестквот или крабовых аукционов?

Илья Шестаков: Рефрижераторно-транспортные суда, вполне возможно, войдут в программу инвестквот.
Остальное будет строиться за счет аукционов по крабам и ценным видам морепродуктов. Но этот момент нужно более подробно обсудить с участниками отрасли.

Сколько сможем перерабатывать рыбы на этих предприятиях? Позволит ли это полностью избавиться от зависимости от Китая?

Илья Шестаков: У нас сейчас нет уже серьезной зависимости. Когда мы закончим первый этап инвестквот, то сможем перерабатывать около 3,3 млн тонн рыбы (из 5 млн тонн, которые мы добываем). На
втором этапе добавим еще и в итоге выйдем на 80% собственной переработки. Это не значит, что завтра мы будем 80% перерабатывать и продавать в филе.
Все будет зависеть от рынка. В регионах не все любят покупать филе, некоторые хотят покупать рыбу целиком. Но мы создаем возможности и для удовлетворения такого изменения рыночного спроса.

Куда будем поставлять эту продукцию?

Илья Шестаков: Туда, куда наша переработанная рыба шла из Китая — в основном в ЕС. Конечно, внутренний рынок всегда будет для нас приоритетом.
Но здесь многое будет зависеть от спроса на рыбную продукцию. По моему мнению, он будет расти. Доходы населения пусть и не так быстро, но растут. Люди стали больше внимания обращать на свое здоровье.

Представители крупного бизнеса говорят, что на рыбоперерабатывающих заводах некому будет работать. Гастарбайтеров будете нанимать?

Илья Шестаков: Сейчас 80% людей приезжают работать вахтовым методом с Алтая, из Екатеринбурга, из Новосибирска. Приезжают на полгода, зарабатывают приличные деньги (100-150 тыс. рублей
в месяц) и уезжают обратно. Нет серьезной проблемы с кадрами именно для перерабатывающих заводов, а вот с кадрами для рыбопромысловых судов она есть.
Там действительно нужны высококлассные специалисты, которые в море отходили не один год. А сейчас будут поступать новые суда, это уже самая современная техника — надо в ней разбираться. К тому же человек на таких судах отрывается от земли на полгода, не все готовы на такое.

В феврале вы отказались от идеи рыбных интервенций для госнужд. А недавно силовые ведомства решили закупить 50 с лишним тыс. тонн рыбы. Может, стоит под это реанимировать идею интервенций?

Илья Шестаков: Мы отказались от интервенций из-за позиции минфина, который считает их не совсем эффективными. Мы, напротив, считаем, что это эффективные меры, которые помогли бы в кризис снять остроту проблемы со сбытом.
Закупки со стороны силовых ведомств — другой механизм. Возможность поставок продукции напрямую в силовые ведомства очень сложная. По закону они могут проходить только через конкурсные процедуры. А в рамках этих конкурсов может закупаться и более дешевая рыба из азиатских стран.
Но тут можно понять наших коллег: у них есть определенная сумма, за нее они могут купить килограмм китайской или вьетнамской тиляпии и 700 грамм минтая. Понятно, что выберут. Либо нужно
прописывать какое-то ограничение, либо так проводить конкурс, в рамках которого покупать только российскую рыбу.

На школы и детсады такие закупки планируется распространять?

Илья Шестаков: Пока не планируется. Для того чтобы расширить эту практику, нужны изменения на уровне законодательства. Но если будет запрос — наши рыбаки, конечно, готовы поставлять.

Идея создания рыбной биржи обсуждается с 2015 года. В чем смысл?

Илья Шестаков: Ценная рыба и морепродукты — крабы, икра минтая, лососевая икра — продаются на таких же аукционах, но в Азии. Наша задача — переместить эти процессы в Россию. Но для того, чтобы аукционы проводить в России, необходимо создать специальную инфраструктуру. Нас бизнес услышал: один из таких проектов — логистический терминал — в следующем году начнет строиться во
Владивостоке. Механизм мы будем продвигать дальше и предлагать сделать обязательной продажу части или всей этой продукции на аукционных площадках внутри РФ. Это даст нам прозрачное, понятное ценообразование. Сегодня, мы понимаем, еще существуют серые схемы, где часть средств остается на компаниях за пределами РФ. Создание механизма публичной торговли полностью покажет оборот рыбного хозяйства в России, увеличит налоги.

Ключевой вопрос. В мае 2020 года на Норильской ТЭЦ-3 произошла утечка из резервуара с дизтопливом: в грунт попало более 6 тыс. тонн, в реки Далдыкан, Амбарную — еще 15 тыс. тонн. Росприроднадзор взыскал с «дочерней» компании «Норникеля» 146 млрд рублей. В конце июля этого года Росрыболовство отозвало иск к «Норникелю» на 3,6 млрд рублей прямого ущерба и подала новый на 58,65 млрд рублей. В сумму включены затраты (более 55 млрд рублей) на восстановление рыбных запасов. Вы сказали, что готовы пойти на мировую с «Норникелем» по поводу возмещения ущерба после аварии в Норильске. Согласны ли они на ваши условия?

Илья Шестаков: «Норникель» обратился к нам с предложением обсудить возможность заключения мирового соглашения. Мы поддерживаем эту инициативу, поскольку для нас важны не деньги, которые они переведут в бюджет, а восстановить те запасы водных биологических ресурсов, которые были уничтожены в результате аварии. Да, это будет немного растянуто по времени, но позволит восстановить запасы.
Переговоры с «Норникелем» только начинаются. Но мы будем настаивать на том, чтобы был восстановлен именно указанный в наших расчетах объем. Расчеты, которые делал наш институт, правильные. Они были сделаны по итогам месячной экспедиции, которую проводили наши коллеги сразу же после аварии, а не через год и не через полтора. По нашим оценкам, на восстановление потребуется 18 лет. Необходимо будет построить три завода по производству мальков разных видов рыб — осетр, сиговые, хариус.

Источник: rg.ru

Дата: 19.09.21
Экспорт рыбопродукции из Приморья с начала 2021 г. составил 869 тыс. тонн, большая часть поставлена в Корею

868,9 тыс. тонн рыбопродукции экспортировано с начала 2021 года из Приморского края, большая часть поставлена в Южную Корею, говорится в сообщении управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.

По данным на 12 сентября 2021 года из Приморья в Республику Корея поставлено 615,4 тыс. тонн рыбы и морепродуктов.

В КНР экспортировано 185,9 тыс. тонн, в Японию — 17,8 тыс. тонн.

Также Россельхознадзором оформлены ветеринарные сертификаты на экспортные партии рыбопродукции, предназначенной для отправки в Нигерию (более 22 тыс. тонн).

Кроме того, с начала года в другие страны Западной и Центральной Африки (Кот д`Ивуар, Гана, Бенин, Того и Камерун) оформлены на экспорт партии рыбопродукции общим весом более 11,5 тыс. тонн.

В Германию направлено 6,3 тыс. тонн рыбопродукции, во Вьетнам — более 1,6 тыс. тонн.

Среди других импортеров рыбы и морепродуктов из Приморского края — Франция, КНДР, Таиланд, Индонезия, Великобритания, Эстония, Нидерланды, Норвегия, Испания, Литва и Ямайка.

Источник: Интерфакс

Дата: 19.09.21
РЖД с начала года увеличили перевозку дальневосточной рыбы на запад России на 23,8%

Отправка рыбной продукции со станций Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал РЖД) в западном направлении в январе—августе 2021 года увеличилась на 23,8% к аналогичному периоду прошлого года, до 394,8 тыс. т, сообщила пресс-служба перевозчика. По данным ДВЖД, рост отправки рыбы в августе к августу 2020 года составил 53,6% (до 63,16 тыс. т).

Основной объем рыбопродукции за отчетные восемь месяцев был отгружен заказчикам Московской области (183,6 тыс. т), Урала (73,4 тыс. т) и Сибири (68,7 тыс. т).

Экспортные отправки рыбы железной дорогой составили 52,1 тыс. т. Такие перевозки со станции Угловая в Приморье стартовали в мае 2020 года и стали альтернативой доставке морепродуктов в КНР автотранспортом из-за принятых карантинных ограничений, отмечается в сообщении. В августе в Китай было отправлено 11,1 тыс. т, что в четыре раза больше объема поставок августа прошлого года.

Как сообщал “Ъ”, с начала года на Дальнем Востоке обострилась проблема хранения и переработки улова, это произошло после отказа Китая принимать российскую рыбу. Тогда Минсельхоз предложил субсидировать льготные железнодорожные перевозки рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока до конца 2021 года. В 2020 году со станций ДВЖД было отправлено 507,5 тыс. т рыбной продукции, что на 0,2% больше, чем в 2019 году.

Источник: Коммерсантъ

Дата: 19.09.21
На промысле сардины иваси и скумбрии необходимо наращивать добывающий флот

У Южных Курил массовые подходы дальневосточной сардины (иваси) и тихоокеанской скумбрии. Российские рыбаки освоили к середине сентября более 125 тыс. тонн рыбы. При этом вылов отстает от показателей прошлого года. Вопросы развития промысла обсудили на заседании штаба путины по добыче пелагических видов рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, которое прошло в режиме видеоконференции под председательством Петра Савчука.

Как отмечено на штабе, рыбаки хорошо отработали в зимний период в зоне Японии, а вот летне-осенняя путина в ИЭЗ России может идти более активно. В настоящее время промысел сардины и скумбрии ведут 14 российских судов, и еще 6 – работают на лове тихоокеанского кальмара.

Вылов сардины и скумбрии ведется в пределах ИЭЗ России восточнее о. Итуруп, тихоокеанский кальмар добывают у северной оконечности о. Шикотан.

Нарастающий вылов скумбрии по состоянию на 12 сентября составляет 28,1 тыс. тонн, из них 22,5 тыс. тонн выловлены в январе-марте в ИЭЗ Японии по обменной квоте. Вылов сардины-иваси составил – 97,5 тыс. тонн, из которых 7,4 тыс. тонн в ИЭЗ Японии по обменной квоте. Нарастающий вылов тихоокеанского кальмара – 215 тонн.

На промысле сайры работает 3 российских судна, промысел ведется в открытых водах. Выловы за неделю составили 37 тонн, за год 383 тонны. Низкий показатель улова связан с тем, что большую часть промыслового времени суда тратят на поиск.

НИС «ТИНРО» в настоящее время завершили съемку в прикурильских водах. Исследования показали, что сардина иваси и скумбрия распределены практически по всей тихоокеанской акватории ИЭЗ России у Курильских островов. Основные скопления скумбрии приурочены к восточной и южной части района исследований.

По результатам учетной съемки были сделаны оценки биомассы сардины и скумбрии в пределах ИЭЗ России в тихоокеанских водах Курильских островов. Биомасса сардины-иваси, зашедшей на нагул в наши воды, оценена в 3,46 млн тонн, что является максимальной величиной оцененной биомассы в период текущего подъема численности этой рыбы (начиная с 2010 года) и значительно превосходит оценку прошлого года (в 2020 году – 2,143 млн тонн). Биомасса скумбрии оценена в 1,148 млн тонн (в 2020 году – 1.654 млн т).

По итогам штаба дальневосточным территориальным управлениям поручено провести совещание с рыбаками для активизации добычи и выставлении большего количества судов на промысле иваси и скумбрии.

Источник: Объединённая пресс-служба Росрыболовства

Дата: 19.09.21
Лососевая путина на Дальнем Востоке: объем добычи превысил 511 тыс. тонн

Вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке идет опережающими темпами показателя предыдущих двух лет. К 13 сентября 2021 года добыто более 511 тыс. тонн – на 12% выше показателя аналогичного нечетного 2019 года и в 1,9 раз больше 2020 года. Ход промысла обсудили на заседании штаба по организации добычи лососевых в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, которое провел заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук с регионами в режиме видеоконференции.

В настоящее время завершился активный ход тихоокеанских лососей на восточном побережье Камчатки, в Магаданской области и Чукотском автономном округе.

В Камчатском крае и Магаданской области рыбаками выловлено более 439 тыс. тонн и 10,1 тыс. тонн соответственно, что превышает показатели 2019 года на 63 тыс. тонн и 0,2 тыс. тонн. В Чукотском автономном округе вылов составил 4,98 тыс. тонн, что на 9,9% ниже показателей вылова 2019 года.

Продолжается путина на территории Хабаровского края и Сахалинской области. Рыбаки Хабаровского края добыли 24,3 тыс. тонн – практически на уровне показателя 2019 года. На Сахалине вылов составил 32 тыс. тонн – 18% меньше, чем в 2019 году.

Рыбаками Приморского края добыто 0,22 тыс. тонн, что в 14 раз больше показателей 2019 года. В большинстве районов наблюдается завершение хода лососевых, в некоторых регионах продолжается промысел кеты и кижуча.

По данным Приморского территориального управления Росрыболовства средний уровень загрузки холодильников в портах составляет 91%. По состоянию на 13 сентября 2021 года на подходе 9 судов с 22,3 тыс. тонн с продукцией из лососевых видов рыб на борту.

Петр Савчук поручил Управлению флота, портов и международного сотрудничества Росрыболовства и Приморскому территориальному управлению провести совещание с представителями транспортных компаний, операторами подвижного состава, представителями Федеральной антимонопольной службы по вопросу обеспечения отгрузки и транспортировки продукции в центральную часть России с учетом высокой загруженности холодильников.

В ходе заседания штаба руководители территориальных управлений, дальневосточных филиалов ФГБУ «Главрыбвод» и отраслевых НИИ отчитались о проделанной работе по рыбоохранным мероприятиям, мониторингу заполнения нерестилищ, закладке икры на инкубацию.

Источник: Объединённая пресс-служба Росрыболовства

Дата: 13.09.21
Качество и безопасность: секреты доставки рыбы до потребителя

В ходе IV Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии в Санкт-Петербурге 9 сентября состоялся круглый стол «Как довезти качественную рыбу до конечного потребителя».

Известно, что мало добыть рыбу – надо доставить ее конечному потребителю без потери полезных свойств. В России ситуация усложнена тем, что между тарелкой потребителя и бортом судна – зачастую тысячи километров и долгие часы транспортировки. И сегодня вопросы оптимизации логистики и хранения ставят новый вызов перед отраслью.

Много рыбы и Севморпуть

Начальник управления экономики и инвестиций Росрыболовства Андрей Михалевич отметил, что за 8 месяцев текущего года добыто около 3,5 млн тонн рыбы – то есть достигнут уровень прошлого года. С учетом сокращения объемов экспорта увеличилось предложение на внутреннем рынке, поэтому объем грузов, которые перевозятся с Дальнего Востока и Севера в глубь страны тоже растет. «Между тем, нужно понять, что помимо наземных путей есть и альтернатива – Северный морской путь (СМП), деятельность которого обеспечивает госкорпорация “Росатом”», – отметил Андрей Геннадьевич.

Руководитель проекта Проектного офиса по развитию Арктики Сергей Чемко пояснил, что СМП – это транспортный коридор, проходящий по акватории российских арктических морей, его длина – 3030 морских миль, а благоприятный период навигации обычно составляет 4 месяца. Хотя в последние годы замечено, что площадь льда уменьшается и навигация «сместилась». Так, в 2019 году был проведён самый ранний рейс в начале мая, а в 2020 году – самый поздний, в январе-феврале. Стало это возможно также благодаря появлению новых современных судов.

В том числе ФГУП «Атомфлот» осуществляет перевозки рыбы по СМП. В 2019 году атомный лихтеровоз «Севморпуть» по маршруту Восточный-Петропавловск-Камчатский-Санкт-Петербург доставил 204 рефрижераторных контейнера, в 2020 году – еще 206 контейнеров с рыбой .из Петропавловска-Камчатского в Петербург.

По словам Сергея Чемко, для того, чтобы использовать СМП в полной мере требуется совершенствование инфраструктуры – многое, по плану, должно быть закончено к 2024 году. А в 2030 уже может быть открыта круглогодичная навигация. В связи с этим требуется модернизация и подготовка морских портов по маршруту СМП для обслуживания рефрижераторных грузов.

Специалист также отметил, что необходимо введение государственного субсидирования перевозок, привлечение логистического оператора для организации перевозок «от двери до двери» и поставки необходимого контейнерного оборудования.

К обсуждению присоединился генеральный директор терминала «Сероглазка» Владимир Вальтер. Он поделился опытом: именно их объект обслуживал лихтеровоз во время пилотных рейсов: «Это большое судно требует особой инфраструктуры», – отметил он.

В Петропавловске-Камчатском в декабре следующего года завершается реконструкция терминала: появится 600 розеток для контейнеров, будет работать «оформление в одно окно». В Мурманске ещё предстоит поработать над инфраструктурой терминала, добавил Владимир Вальтер.

Как отметил директор по продажам «Maersk-Восточная Европа» Александр Бобраков, логистика в России – стратегическая задача. «СМП – это запрос на вариативность, контейнерный метод это позволяет. И наша компания готова поддерживать развитие в этом направлении», сказал он.

Рыба.РФ и модернизация портов

Председатель наблюдательного совета инвестиционного товарищества «Корпорация «Рыба.рф» Александр Крутиков на круглом столе рассказал о проекте «Рыбный порт», в задачи которого входит обеспечение комплексного развития логистики в России на территории Дальнего Востока и Арктики. «Первыми участниками стали Группа компаний «Антей» и Северо-Западный Рыбопромышленный консорциум, – пояснил выступающий. – На территории четырех портов будет создана специализированная инфраструктура, их совокупный грузооборот составит 4,6 млн тонн». Также в планах – создание рыбной биржи. Сроки выполнения проектов – 3-4 года.

Значение и перспективы развития биржевого института на рыбном рынке обозначил управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыжиков. По его словам, биржа позволяет добиться максимальной прозрачности сделок. Опытом участия в торгах поделился директор компании «Море рыбы Камчатка» Антон Семикин. Он отметил, что как брокер, ждёт, когда торги по рыбе получат государственное регулирование: «Рыбная биржа исключит все риски для покупателя», – сообщил он.

Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синев обратил внимание на необходимость развития холодильных систем, сохраняющих качество рыбы. По его данным, за время перевозки в неспециализированном подвижном составе и контейнерах рыба не раз подвергается нарушению температурного режима при хранении. «Температура рыбы не должна подниматься выше -18 градусов, между тем проверки показывают, что это происходит, – подчеркнул президент АСОРПС. – Должна быть создана непрерывная холодильная цепь (НХЦ) с постоянным слежением за состоянием груза».

Железная дорога ускоряется

Заместитель начальника центра фирменного транспортного обслуживания – филиала РЖД Дмитрий Горох сообщил, что на вооружении РЖД есть «ускоренные рефпоезда» – разработаны три ежедневных «нитки» графика, позволяющие ежесуточно вывозить до 6 тонн продукции со скоростью 1200 км/сутки. Контейнерные поезда имеют порядка 40 «ниток» графика – рефконтейнеры идут в составе контейнерных поездов на 12 железных дорог, на более чем 70 станций назначения. Установлен постоянный диспетчерский контроль – это позволяет доставлять грузы до московского региона за 10-11 суток. В 2020 году с Дальневосточной железной дороги отправлено 15 поездов с рефгрузами – 25,1 тыс тонн рыбной продукции. В 2021 году отправлено уже 32 поезда с 40,4 тыс тонн рыбы.

Кроме того, в разработке у РЖД есть проект «Холодный экспресс». Его цель – увеличение скорости доставки грузов в рефконтейнерах за счёт возможности погрузки без расформирования состава. Инвестиции составят около 11 млрд рублей.

Поскольку в логистике скоропорта большую роль играют перевалочные и складские пункты, на круглом столе был представлен проект промышленно-продовольственного кластера «Максимиха», который развернется в Московской области. По словам генерального директора ППК «Максимиха» Андрея Филатова, «Максимиха» займёт 120 га, площадь составит 429 тыс. квадратных метров. Сюда войдут складские помещения, зона мелкооптовой торговли, низкотемпературный производственно-складской комплекс, офисные объекты и многое другое. Завершится строительство в 1 квартале 2023 года, пуск первой очереди эксплуатации ожидается в декабре 2022 года. Андрей Филатов выразил надежду, что объект станет полезен для рыбоперерабатывающих предприятий.

Источник: Пресс-офис Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia 2021

Страницы: << [61] 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 >>